Обо мне

 Я – учитель

Войны выигрывают не генералы,
войны выигрывают школьные учителя  и приходские священники.
Отто фон Бисмарк  

 

Учительство – великий соблазн: знать больше, чем дети, уметь больше, чем дети, понимать больше, чем дети.  Но в том и дело, что соблазн: основа любой деятельности – любовь к тому, ради кого ты это делаешь. А когда учишь ради того, чтобы самоутвердиться, какая же любовь к детям?

Любовь для меня – это всегда диалог. Диалог с детьми, родителями, коллегами. Это взаимный обмен, где духовное взрастание становится обязательной составляющей деятельности не только педагога, но и тех, с кем он общается. Убеждена, чтобы стать настоящим Учителем, нужен бесконечный рост, иначе смысл деятельности сводится к обману: ученик видит разницу между тем, чему учат, и тем, как живет тот, кто учит.  И только в том случае, если мировоззрение наставника соответствует тому, что он проповедует, воспитанник принимает это как норму жизни.

«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»,  — эти строки моя ученица Анастасия Казанцева взяли в качестве эпиграфа к исследовательскому проекту «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского как ответ на теорию толстовства».  Действительно,  XXI век  — это век информационных технологий, но еще и век борьбы идей явных и скрытых, где разобраться в том, чья идея правильная (не блестящая, не интересная, а именно правильная), сложно.  Границы между добром и злом в силу наличия большого потока негативной информации стремительно  стираются, и разобраться растущему человеку в том, что такое хорошо и что такое плохо, сложно.

Один из путей решения данной проблемы, на мой взгляд, кроется в  теории Альберта Бандуры о самоэффективности:  человеку свойственно переносить успех из одной области деятельности в другую. И если успех «со знаком минус» закрепится в личности прочно, изменить траекторию развития личности будет сложно и практически невозможно. Именно учитель в постоянном диалоге  должен наполнять жизнь ребенка эмоционально окрашенными впечатлениями позитивной направленности, позволяющими расширить мир его чувств и представлений.

Ознакомление с духовным опытом художника слова позволяет обогатить внутренний мир ребенка,  который,  соприкасаясь с прекрасным, постигает смысл таких категорий, как любовь, дружба, ненависть, зависть…    И если изучение литературы сводится к постижению формы, к анализу отдельных составляющих, которые не складываются, как пазлы, в единую картину мира (но зато их можно измерить на ЕГЭ), то теряется смысл деятельности учителя. Самое главное, что может и должен сделать в своей жизни наставник  – научить ребенка понимать этот мир и любить его, поэтому основа истинно российского образования (приобретения образа, а не без-образия) есть одухотворение личности.

Бесспорно, понимание сути творчества  любого поэта или писателя невозможно без осознания тех идей, которые скрыты под прекрасной формой произведения. И в том помощники нам современные (или хорошо забытые старые) технологии проектирования, критического мышления, которые     позволяют организовать исследование наиболее значимых для понимания детьми творчества писателей, поэтов, драматургов вопросов. Сложно понять значимость вклада Ф.М. Достоевского в русскую литературу и изучение души человеческой, не читая «Братьев Карамазовых» и не чувствуя красоты «Легенды о Великом Инквизиторе». Только обращение к философским глубинам этого произведения приводит моих учеников к пониманию категории свободы, к пониманию того, что истинная вера (любая) не терпит обмана и насилия.

Обращение к жизненному опыту Л.Н.  Толстого может предостеречь от личностной трагедии, А.С. Пушкина – научить переживать взлеты и падения. Думаю, ребенок уже в школе должен понять суть гоголевских предостережений от юридизации всех сторон нашей жизни, скрытых в не совсем понятной для их возраста поэме «Мертвые души»: принцип «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло» действует сегодня повсеместно. И мне очень важно донести до каждого: спасением в этой ситуации является только совесть.

Самый ответственный и любимый мною элемент урока – соотнесение жизненного опыта творца с опытом детской души, своеобразная прелюдия нравственного диалога-размышления.  Искусство учителя в том и состоит, чтобы  быть «невидимым» посредником между автором и детьми, не навязывающим собственного мировоззрения, поскольку только то становится приобретением личности, что сделано добровольно:

Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь.
Для тех, кого мы любим – заповедь.
Для тех, кто ненавистен – отповедь.

(Лев Ошанин)

«В начале было Слово…», —  эта фраза указывает на то, что слово есть величайшая сила, начало всякого созидания. Следовательно, преподавание языка должно быть основано, как и преподавание литературы, на постижении духовной культуры человечества, а слово – это способ постижения системы ценностей. В эпоху информатизации язык обедняется, уродуется, теряется красота  языкового общения.  И даже участие в олимпиадах, конкурсах не всегда способно привлечь внимание к родному языку. В этой ситуации нет ничего важнее личности Учителя, приоткрывающего завесу над тайнами языка. Понимание процессов, происходящих в языке, помогает почувствовать, что язык – это удивительно гармоничная система, в которой нашли отражение все стороны жизни русского человека. Поэтому на уроках русского языка придерживаюсь принципа: что дети понимают, то любят и принимают.

Органичное единство русского языка и литературы бесспорно. Моих учеников всегда увлекает небольшое «этимологическое исследование» при изучении пушкинских слов «Чистейшей прелести чистейший образец…», адресованных Н.Н. Гончаровой. Не зная значения слова «прелесть», невозможно понять внутреннее состояние поэта: прелесть есть обман, обольщение, заблуждение. Следовательно, поэт осознавал смысл, глубину и силу чувства, которому предавался, и верил в то, что красота внешняя есть проявление внутреннего состояний человека.

Герой романа  Ф.М. Достоевского  — господин Лужин – проповедовал теорию «рваного кафтана»: «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Эта теория как нельзя лучше отражает состояние современного общества: разумный эгоизм и индивидуализм процветают зачастую не только в детских душах, но и душах родителей. И  самое сложное для педагога сейчас – стать авторитетом именно для тех, кто оказывает самое большое влияние на формирование взрастающего поколения – для родителей. Истинный Учитель помнит, что «проектирование» жизненного пути Человека, «прогнозирование результатов» его деятельности зависит от той личности, которой поверит родитель и доверит воспитание души собственного чада. Можно владеть множеством педагогических технологий (метапредметная составляющая образования), обладать большим количеством знаний  и умений (предметная составляющая  образования),  прекрасно говорить и слушать (коммуникативная составляющая образования), оценивать свою деятельность (рефлексивная составляющая образования), но не быть Человеком, Личностью, Наставником. Все педагогические технологии мертвы, если за ними нет Учителя.

Когда-то Джон Кеннеди заявил, что Советский Союз выиграл войну за космос, сидя за школьной партой. Сегодня идет война за будущее России, и, как прежде, на передовой – учитель. Поэтому каждый день «собираю» душу в кулак. Отсекаю трусливые и лукавые мысли, отбрасываю тревожные и разъедающие чувства, гоню серую, как туча, усталость и … улыбаюсь, повторяя слова «Дорогу осилит идущий». Я с радостью осознаю, что рядом со мной есть люди, которые избрали профессию учителя не ради славы, не ради самореализации и самоутверждения, а ради того, чтобы дарить любовь тем, кто оказался рядом: детям, родителям, коллегам.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.