Родителям исследователей

Уважаемые родители!

Главная задача современной школы – научить детей учиться и создать  условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Для  решения этой задачи  используются различные  приёмы и методы обучения. Один из них – метод проектов.

В Федеральном  государственном образовательном стандарте проектной и исследовательской работе обучающихся уделяется особое внимание. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, учебной и социальной самостоятельности, компетентности в решении проблем.

Учащиеся 5-6 классов нередко не готовы к самостоятельной проектной деятельности. У них еще не развиты необходимые для самостоятельной работы качества и умения. Поэтому они особенно нуждаются в сопровождении и поддержке со стороны педагога и родителей.  Такая   форма сотрудничества, при которой все участники образовательного процесса находятся в тесном взаимодействии «учитель – обучающийся – родитель», является основой проектной деятельности в условиях ФГОС.

Современные родители являются «заложниками» динамичного, ускоряющегося ритма жизни нашего общества. С одной стороны, для того чтобы быть успешными, востребованными в профессиональной деятельности, родители все большее внимание уделяют проблемам на работе в ущерб времени, необходимому для общения со своим ребенком. С другой стороны, новые образовательные стандарты указывают на существенную роль родителей не только в домашнем воспитании, но и в образовательном процессе. Нередко такое видение роли родителей в системе образования, вызывает негативную реакцию последних: «Почему мы должны по ночам выполнять разнообразные задания и писать проекты нашим детям? Это нужно лишь учителям, чтобы получить надбавку за такую активность в работе!» — слышим мы часто от возмущенных родителей.

Большинство родителей проблему формулируют следующим образом:

«Мы вынуждены помогать, потому что стало слишком много учебной нагрузки и внеучебных заданий, с объемами которых не справляются дети».
Давайте посмотрим на проблему «загруженности» детей, обучающихся в школе, с другой стороны:

«Творческих, проектных заданий стало в современной школе больше, чтобы родители имели возможность общаться со своим ребенком, участвовать в процессе его научения, обогащать его опыт познания своим практическим опытом».

В системе современного образования наших детей мы не видим разницы между принуждением и предоставлением возможностей.

Дорогие родители! Отнеситесь к проектной работе детей с другой, позитивной точки зрения:
— это возможность со-творчества с ребенком;
— это установление тесных положительных эмоциональных связей, вырабатывающихся в процессе совместной творческой работы;
— это возможность поделиться своим опытом с ребенком, перед которым стоит задача по решению важной для него проблемы;
— это радость за успех наших детей!

«Погружение» в проектную деятельность должно быть осторожным, правильным и последовательным.

Только при взаимном понимании и доверии, интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала «юных исследователей».

Родители в проектной деятельности: работа над ошибками

Спецификой обучения в современной школе является активное вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с ребенком. Однако если функции и задачи учителя и ученика в проектной деятельности определены, то роль родителей не имеет такого четкого закрепления. Зачастую, родители с искренним желанием помочь своему ребенку, нарушают логику процесса обучения, пытаются через свой жизненный опыт привести ребенка к результату наиболее коротким путем. Но, как правило, это приводит к совершенно противоположным последствиям – ребенок перестает стремиться к самостоятельности, постоянно ища поддержку со стороны родителей. В конечном итоге, теряет интерес к проектной деятельности.

Для того чтобы избежать таких негативных последствий, мы разберем типичные ошибочные ситуации, которые могут возникнуть в процессе совместного проектного со-творчества родителя и ребенка.

Ошибка №1. Выбор такой проблемы исследования, которая нравится родителям, но совершенно непонятна и не интересна ребенку.

Родители, столкнувшиеся с необходимостью оказать помощь своему ребенку в проектной деятельности, предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и выбирают такие проблемы, которые близки и понятны им в силу своего профессионального или личного опыта. При этом ребенок лишается возможности проявить самостоятельность и исследовательский авантюризм еще тогда, когда сама работа и не начиналась.

Возможна и такая ситуация – ребенок не может определиться со своими предпочтениями в направлениях проектной работы, которые меняются каждый день. В рамках нашей  «Семейной проектной мастерской» проблему и тему исследования формулируют обучающийся и учитель в рамках внеурочных занятий. Родители на этом этапе могут помочь учителю и ученику в корректировке темы с учетом интересов ребенка. Так, тема «Влияние выхлопных газов на состояние окружающей среды» будет не интересна ребенку, так как лежит за границами его жизненного пространства. Тогда как, тема «Меры по защите здоровья обучающихся школ, расположенных вблизи автомобильных дорог» будет касаться той же проблемы, только с той точки зрения, которая близка и понятна ребенку. А решение этой проблемы имеет важное практическое значение и для него и для его одноклассников.

Ошибка №2. Пренебрежение отдельными этапами проектной работы, изменение их последовательности.

Этапы проектной работы имеют строго определенную последовательность. Описание этапов и содержание деятельности каждого из участников проектной работы (учителя, обучающегося, родителей) представлено в разделе «Этапы работы над проектом». Нарушение этой последовательности родителями негативно скажется на формировании проектных умений обучающихся.

Взрослый, имеющий опыт решения проблем, способен видеть объемную картину, включающую все этапы проектной работы и отражающие их взаимодействие. Ребенок не имеет такого опыта и представляет проектную деятельность исключительно последовательно, где каждый последующий этап открывается только при решении предыдущей задачи. Особенно это касается этапов сбора источников и анализа информации по теме проектной работы, выбора методов исследования. Взрослый может определить «проблемные места» в изучаемой теме на основе своих знаний об объекте исследования пренебрегая обращением к литературе. Тогда как для ребенка состояние, казалось бы, очевидной проблемы, не известно и требуется изучение литературы, материалов интернет-ресурсов для определения её актуальности и значимости.

Ошибка №3. Ограничение самостоятельности ребенка в процессе работы над проектом.

Проектная деятельность ставит перед ребенком серьезные задачи – это и постановка проблемы, и выбор методов, и проведения исследования в виде наблюдения, эксперимента и т.д. Учитель обеспечивает процесс достижения ребенком этих задач, а родители осуществляют техническую поддержку. Выполнение этих задач за ребенка приводит к снижению мотивации в самостоятельной работе, потере интереса к собственным результатам работы.

Ошибка №4. Подмена результатов исследования гипотетическими выводами родителей, основанными на «личном жизненном опыте».

Проектная работа имеет определенную временную протяженность. Для осуществления всех этапов работы над проектом и получения результатов учащийся работает над проектом в течение учебного года. Нередко родители, считая возможный результат работы очевидным, пытаются ускорить этот процесс «подгонкой» проекта под возможные выводы. Например: в проектной работе ребенок решил определить качество земли на основе результатов прорастания семян кресс-салата. Для родителей кажется очевидным, что в тепличной земле семена прорастут лучше и быстрее, чем в земле, взятой с обочины дороги. Во-первых, в проектной деятельности важен не только и не столько результат, как сам процесс работы, соблюдение всех этапов ребенком. Именно при таких условиях мы достигаем главную задачу проектной работы – создаем условия для развития проектных навыков и умений ребенка, раскрытия его творческого потенциала. А как показывает практика, результат не всегда подтверждает наши предположения. Так, в проектной работе по определению качества почвы по росткам кресс-салата, оказалось, что результаты прорастания в тепличной земле и у обочины дороги были практически идентичны. При детальном выяснении этого вопроса мы выяснили, что осенью тепличная земля истощена и нуждается в подкормке. Это расхождение между ожидаемым и полученным результатом стало основой небольшого исследовательского открытия.

Ошибка №5. Призыв ребенка к большей самостоятельности, уход родителей от своей роли в проектной работе.

Выше мы разобрали ситуацию, когда родители берут всю работу по решению задач проекта на себя, тем самым лишая ребенка самостоятельности. Бывает и совершенно иная ситуация, когда родитель не принимает свою роль в образовательном процессе, считая, что в школе достаточно взаимодействия учителя и ученика. Ребенок, лишенный поддержки на тех этапах своей проектной работы, которые требуют соответствующих умений и навыков не присущих ему (например, оформление таблиц, работа с компьютерными программами и т.д.) в дальнейшем будет испытывать неуверенность, эмоциональную напряженность в решении подобных задач. Как мы уже выяснили, учитель в сотрудничестве с родителями создает условия для развития и обучения ребенка. Для того, чтобы Вы понимали свою роль и видели содержание своего участия в проектной деятельности детей, мы составили этапы работы над проектом с указанием роли каждого из участников этого процесса – учителя, обучающегося, родителей.

Ошибка №6. Нацеленность родителей на обеспечение только внешней стороны представления ребенком своих результатов.

В проектной деятельности важны все составляющие – и подготовительный этап, в который закладывается мотивация ребенка к выполнению проектной работы, и сам непосредственный процесс решения поставленной проблемы, и, конечно же, представление результатов своей работы. От удачной и правильной защиты во многом зависит оценка проекта, признание  его значимости и оригинальности на конкурсах и конференциях.

Красиво оформленная работа, красочная презентация, выученная наизусть защитная речь, конечно, влияют на результат оценивания работы вашего ребенка. Но, после того, как эксперты увидят вашу красивую» оболочку проекта, им захочется узнать – а что же внутри? Поэтому содержание работы имеет не меньшее значение. А самое главное – чтобы ребенок понимал это содержание, ориентировался в нем. Так как именно он является главным действующим лицом в раскрытии проблемы, поставленной перед ним в проекте. Такое понимание проблемы возможно лишь в том случае, если мы вместе – учитель, ученик и родитель – пройдем все этапы проектной работы последовательно, каждый выполняя свою роль нашей Семейной проектной мастерской!

Comments are closed.