Обо мне

АхметоваЯ – учитель

 Живите в доме – и не рухнет он…
(А. Тарковский)

К великим истинам ведёт тропа ошибок.
(Поль Валери)

Наконец-то мы осознали, что «неудержимый зуд реформаторства» в отечественном образовании (в виде неостановимого надстраивания этажей на хрупком фундаменте остаточной традиции) очень скоро может привести к разрушению главного – основы российской Школы, нашего общего Дома. Погоня за инновациями в ущерб традиции, а ею всегда было (и, надеюсь, остаётся) сохранение души ребёнка и развитие его духовности, – это путь в никуда. Дом жив хозяевами. Школа жива детьми. Пора повернуться к ним лицом. Оторваться от монитора. Хватит совершать ошибки. Великая истина детства как основы всего уже открыта нам!

Современный русский писатель Владимир Личутин в своём цикле эссе «Моё упование в красоте Руси…» пишет: «Душа человека как некая животворная пашня, кою можно засеять не только житом, но и оскудить, заболотить, покрыть чарусами, где исчезнет всё светлое, чем славен русский человек». Противостоять этому оскудению и запустению души человеческой – великая миссия педагога, избранничество, но и столь же великая ответственность, непомерный груз. Только призванный, помазанник Божий, способен нести это бремя, не чувствуя его тяжести в радостях созидания и рождения новой личности. В этом смысл педагогической деятельности.

Осознать призвание – начало пути к счастью, но не просто понять «призванного» даже близкому человеку. Призвание обязывает. Призвание педагогическое духоподъёмно. Горизонталь душевности недостаточна для него, требуется вертикаль духа. Это вечное недовольство собой и «самокопание», стремление делать добро и беспомощное осознание неумения, вечный поиск истины и демонстрация её отсутствия в жизни… Педагог – это невзрослеющий ребёнок, ищущий ответы на тревожащие его вопросы, которые для взрослого большинства абсолютно неинтересны.

От одиночества непонимания спасают книги. Всё понимающий и всеобъемлющий Пушкин, тревожащий Достоевский, основательный и рассудительный Толстой.  И стихи… Чужие… И свои:

Начало листопада.
Печальная пора.
Усталость и услада
Потухшего костра.

Дыхание больное
Заброшенного сада:
Тепло дороже стоит
В сентябрьскую прохладу…

В сентябрьскую прохладу своего детства я отправлялась в школу – самую лучшую школу в мире – асбестовскую восьмилетку №12. Мой второй дом. Лучшую потому, что в ней – городская гордость – музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов имени  Героя Советского Союза Ю.Лобанова! Мне восемь лет, но я уже знаю: он сгорел в танке. Я читала наизусть об этом на пионерском сборе для всех и выразительно:

Ни кола, ни стога, ни вороны –
Чёрный камень, серая зола…
На переднем крае обороны
Танк советский бомба обожгла.

Он горящей печкою пылает,
Он объят огнём – и потому
Лейтенант советский посылает
Радио майору своёму.

По переднему несется краю,
Слышит фронт и вся родная Русь:
«Я горю, горю, но не сгораю!
Я горю, горю, но не сдаюсь!»

Мою школу потому, что в ней оформленные мной (мне уже двенадцать)  стенды. Теперь энергия сопричастности – мой главный педагогический принцип! Лучшую потому, что здесь дорогие моему сердцу учителя. «…Любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще», – писал Фазиль Искандер. Первая моя учительница Тамара Ивановна, как важна мне была ваша похвала! Хотя бы за ровный почерк! Похвалили – окрылили! Окрылять – второй педагогический принцип.

Уже окрылённой, я встретила главного человека в моей школьной, да и не только школьной, жизни. Грязина Раиса Фроловна, где найти слова, чтобы рассказать о Вас, о Вашем директорском и педагогическом подвиге? Школьный музей – Ваше детище, да и вся постоянно хорошеющая школа – тоже, все мы – родные Ваши дети. Родные по духу.  Вспоминаю недавнее высказывание Даниила Гранина: «Беда наша в том, что живём в беспримерии. Вот чего нам остро не хватает – примеров благородства».

 В моём Доме эти примеры были. И, может быть, оттого, что примерами мне служили учителя, я и стала педагогом. Казалось, что это особые люди: мудрые, не стареющие душой, сильные духом! И вот мой выбор – педагогический профиль десятых-одиннадцатых классов тридцатой школы. Педагогическая практика в детском доме. Ночью сочиняю для малышей сценарии праздников, днём – провожу. Так называемые социальные проекты. Нахожу единомышленников. Нас целая команда – такие же неравнодушные девчонки. Все стали педагогами. Творчество – наш третий принцип!

Жизнь – школа, и все в ней – ученики.
Что из того, что мы ещё и учим?
От идеала так же далеки –
Того гляди и сами «два» получим!

       Человеку, угадавшему своё призвание, помогает сам Бог. Поступила на филфак  Нижнетагильского педагогического. И здесь я встретила прекрасных педагогов: Раису Дмитриевну Мадер, Валерия Павловича Чалова, Светлану Филипповну Абрамюк, Ивана Васильевича Милостного, Надежду Дмитриевну Данилову, Михаила Юрьевича Олешкова… Спасибо Вам за то, что укрепили в вере, научили педагогическому такту, терпению и постоянному ученичеству, ведь педагог – это вечный ученик!

       Ученичество – мой четвёртый педагогический принцип. До сих пор не перестаю учиться. Теперь уже – у коллег. А учителя, работающие в нижнетагильской гимназии №18,  –  удивительные люди. Все они – подвижники, новаторы (при этом свято хранящие традиции образования), личности с большой буквы. Ими живёт наш Дом – гимназия №18. На таких учителях-энтузиастах держится вся Российская Школа! Стоит Дом Российского образования!

        «Все войны и битвы на Земле выигрывает школьный учитель», – утверждал У.Черчилль. Главная битва – за доброту детских сердец, за чистоту помыслов, за распахнутость ребячьих глаз, жаждущих знаний. И невозможно не откликнуться на  этот зов, ведь это великое счастье – быть педагогом! Именно поэтому никогда и ни на минуту не пожалела, что стала учителем. Хранителем дома детских душ. Воителем на поле созидания духа.

        «Человеку за отмеренные ему сроки надо побывать в разных уголках Вселенной, дабы встретить разбросанные частицы себя самого; собрать их во внутренний космос, а значит, духовно состояться, хоть как-то оправдав родовые муки матери»,  – писал В.Камянов. Побывать, не покидая дома. Это возможно благодаря образованию. Благодаря великой русской литературе. Благодаря богатейшему русскому языку.

        Педагог «оправдывает» своё пребывание на Земле в судьбах своих выпускников. Я рада, что мне за 22 года моей педагогической деятельности удалось дать им, словами Пастернака, «образ мира, в слове явленный», что среди них – замечательные поэты: Ольга Мехоношина, Елизавета Бякова; прекрасные педагоги: Ксения Кошурникова, Анна Шубина; талантливые врачи: Елена Чазова, Анатолий Коробков, Татьяна Николашкина. Да и просто – неоскудевшие души, что в наше непростое время уже немало, ведь такая плодородная пашня души человеческой под натруженными руками сеятелей-педагогов способна взрастить духовность, которая и будет спасением души русской… Спасением Русского Дома.

Comments are closed.